• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 38-14-77

Главная страница » Новости » О перспективах коммунального хозяйства в интервью М.Меня

О перспективах коммунального хозяйства в интервью М.Меня

22.12.2014

Постоянный рост тарифов — хроническая болезнь российской системы ЖКХ. Услуги дорожают, а их качество вызывает множество вопросов у населения. Ржавая вода из крана, лопнувшие трубы, кромешная тьма в подъезде… Иногда кажется, что деньги из кошелька потребителя уходят в пустоту. Между тем в отрасли проводится фундаментальная реформа, призванная решить накопившиеся за два десятилетия проблемы. О перспективах коммунального хозяйства и ситуации с тарифами «Лента.ру» побеседовала с министром строительства и ЖКХ России Михаилом Менем.

«Лента.ру»: Начнем с самого актуального и болезненного для большинства россиян вопроса. Расходы населения на оплату коммунальных услуг в РФ одни из самых высоких в мире — в среднем один человек тратит от 10 процентов своего дохода на оплату счетов. Почему россияне так много платят за коммуналку? Разве это справедливо?

Михаил Мень: Минстрой — ведомство сугубо хозяйственное, поэтому здесь правильнее говорить не о справедливости или ее отсутствии, а об экономической обоснованности тарифов. Сегодня в большинстве случаев тарифы обоснованы не до конца. Именно поэтому и было принято решение об ограничении совокупного платежа гражданина. В конце концов, людей волнует не сам тариф, а сколько приходится в итоге платить. Принцип такой: рост совокупного платежа ограничивается инфляцией. В зависимости от различных факторов мы каждый год вместе с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) выстраиваем эту конструкцию — общероссийский индекс платежа, привязанный к инфляции. Затем правительство делает разбивку по регионам, а регионы выстраивают сетку на местном уровне. При этом регионы могут разбить ее на услуги. Например, модернизируется водоканал и в тариф на региональном уровне включается инвестиционная составляющая. Тариф растет, а все остальные — тепловики, энергетики — должны его, соответственно, понизить. Эта схема уже запущена в работу. Без пояснения причин теперь повысить ограничения невозможно. Что касается расходов жителей России на ЖКХ в сравнении с другими странами, то наш показатель не самый высокий. Вы правы, это примерно 10 процентов, но, к примеру, в Греции в среднем жители тратят 27 процентов своих доходов на ЖКХ, в Чехии — 25 процентов, в Японии — 22 процента, в США — 19 процентов.


Но ведь сейчас инфляция разгоняется. Значит ли это, что людям нужно готовиться к резким повышениям тарифов ЖКХ вслед за ростом цен? Я имею в виду рост сразу на 15-20 процентов уже в следующем году.

По данным Росстата, на 1 декабря инфляция составила 9,1 процента год к году. В 2015-м при расчете платежей мы будем опираться именно на эту цифру. Добавлю, что мы разрешили муниципалитетам принимать решение по превышению тарифов относительно предельных показателей. Но это возможно только в некоторых исключительных случаях. Например, если введена новая услуга. Предположим, муниципалитет не был газифицирован или появился концессионер [частный инвестор, вкладывающий свои средства в развитие ЖКХ, — прим. «Ленты.ру»], который начал инвестировать и занялся перекладкой сетей. Здесь тоже может быть обоснованное повышение тарифа, растянутое на несколько лет. Но, подчеркну, решение о завышении тарифов принимается публично. За него отвечают местные депутаты, выбранные местным населением. Принципиально важно, чтобы жители четко понимали, по какой причине цифра в платежке увеличилась. Еще раз подчеркну, что это исключительный случай. В этом году превышение ограничений коснулось лишь 0,5 процента россиян. Однако были и случаи, когда мы заранее, что называется, «профилактировали». Один из блогеров сообщил мне о необоснованных повышениях тарифов в Белгороде, приложив для доказательства все документы. Водоканал, не до конца проинформировав даже губернатора, попытался провести через городской парламент повышение тарифов на водоснабжение на 240 процентов, на водоотведение — на 170 процентов! Однако компания так и не смогла показать, чем это повышение полезно для потребителя. Просто водоканал захотел «отбить» все свои инвестиции за два-три года. Но так не бывает. И мы не позволили этому состояться.


Сильное возмущение у населения вызвала необходимость самим платить за капитальный ремонт. Скажите, зачем нужно было перекладывать это на потребителя?

Квартира после приватизации превращается в актив гражданина, в его частную собственность, как, к примеру, дом в деревне или дача. За активом нужно следить. В отличие от других стран бывшего Советского Союза, где тоже в какой-то момент у большинства жителей появилась возможность приватизировать свое жилье, в России к плате за капитальный ремонт подходили плавно, какое-то время софинансировали из бюджета через Фонд содействия реформирования ЖКХ. Сейчас такой возможности нет. Принято решение, схожее с мировыми стандартами. Даже в советские годы тому, кто имел свой дом, не приходило в голову прийти в администрацию и говорить: «У меня крыша протекает, дайте денег». Мы же не идем к властям, когда у нас с машиной проблемы. Жители многоквартирных домов приватизировали жилплощадь по большей части бесплатно. Сегодня надо управлять своим имуществом, немного менять отношение к собственной квартире. У нас, пожалуй, один из самых высоких уровней домовладения в мире — 85 процентов россиян обладают своим жильем. В Германии, к примеру, данный показатель — 45 процентов. К сожалению, мы пока не воспитали собственника — это сложная задача. Люди по инерции хотят, чтобы кто-то пришел и что-то за них сделал. Таково наследие советской системы.


А что за проект «капремонт в кредит»? Поясните, пожалуйста.

Есть проблема: люди не очень хотят ждать, пока до их дома дойдет очередь капитального ремонта. Эту проблему и призван решить проект «капремонт в кредит». В нем принимают участие несколько банков. Пока они разрабатывают пилотные продукты. Окончательное решение принимают сами жители дома. Человек, по сути, в рассрочку покупает иное качество жизни. Но здесь многое зависит от банков, от того, какой продукт они сделают. В 2014 году Минстроем России уже запущены пилотные проекты по кредитованию капитального ремонта. Платеж собственника в данных случаях остается в пределах минимального взноса на капремонт, установленного в регионе.


Как вы считаете, в нашей стране можно построить полноценный рынок коммунальных услуг — с конкуренцией, борьбой за потребителя?

Разумеется. Он зарождается уже сейчас. За управление многоквартирными домами ведется серьезная конкурентная борьба. Оборот этого рынка — порядка 500 миллиардов рублей в год. Если говорить об управляющих компаниях, их в России около 16 тысяч. Борьба за рынок нешуточная. Значит, можно организовать нормальную работу, результатами которой все будут довольны. Просто надо забыть о сверхприбылях и спокойно, уверенно трудиться, получать свою нормальную маржинальность и качественно оказывать услуги населению. Кроме того, мы даем гражданам возможность поменять свою управляющую компанию. Она и сейчас есть, но чисто теоретическая. Спросите любого, кто разбирается в этом вопросе, вам ответят, что сменить управляющую компанию нереально. Мы делаем так, чтобы стало реально. Чтобы жилищная инспекция, как региональный орган власти, помогала людям решить этот вопрос. Нет сменяемости — нет конкуренции, нет конкуренции — нет качества.


Подробнее: http://minstroyrf.ru/press/glava-minstroya-rossii-mikhail-men-v-intervyu-lenta-ru-nado-zabyt-o-sverkhpribylyakh/






Просмотров: 991
Дата первого показа: 22.12.2014 16:18:46

Вернуться к списку новостей

Поиск по сайту

Анонсы

Все анонсы

Рейтинг УК в сфере ЖКХ Вода и отопление г.Киров Игра ЖЭКа Госуслуги.Дом
 

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна